история

Объекты культурного наследия

На территории Паустовского поселения имеются объекты культурного наследия (памятники истории, культуры, археологии) регионального значения:

  •  Дом Самойловых, XIX в. и Дом Синицыных в д. Курбатиха;
  •  Деревянная Успенская церковь, XIX в.и Дом Платоновой,  XIX в. в д. Рытово;
  •  Успенская церковь, 1826 г., Колокольня, 1860 г., Троицкая церковь, XVIII в. в д. Успенский Погост;
  •  Сергиевская церковь, XIX в. и часовня нач. XIX в. в. с. Сергиевы Горки;

Успенский погост впервые упоминается в патриарших окладных книгах под 1628 годом, где говорится: «церковь Успения Пресвятой Богородицы в вотчине боярина князя Федора Ивановича Мстиславского княгини Ирины в Ярополчи на реке Суворщи». Успенскою церковь именуется в патриарших окладных книгах до 1746 года и только в одном документе, датированным 1738 годом упоминается Троицкая церковь.

Церковь Троицкая находится в 10 – 15 метрах к востоку от Успенской церкви, образуя своеобразный ансамбль, состоящий из двух храмов и колокольни. Здание церкви сложено из кирпича на известковом растворе. Фасады оштукатурены и побелены.

Точное время строительства памятника не известно. Первоначально в Троицкой церкви было два престола: во имя Святой Троицы и Успения Божией Матери. Около 1742 года Успенский придел был упразднен, и к северной стороне к трапезной была пристроена небольшая теплая церковь, которая была освящена в честь Успения Божией Матери. В середине XIX века эта церковь была разобрана и вместо неё к Троицкому храму была пристроена обширная трапезная с двумя приделами в честь Рождества Иоанна Предтечи и Илии Пророка. Церковь представляет собой памятник, который являет собой типичный образец культовой постройки, выполненной в стиле древнерусской архитектуры XVII-XIX века.

Успенская церковь, действующая в настоящее время,расположенная в дер. Рытово, -  здание деревянное, фундаменты и цоколи кирпичные, стены – деревянные рубленые и обшиты тесом, кровли металлические. Церковь представляет собой традиционную трехчастную постройку, трапезного типа с осевым построением «восток-запад». В плане церкви с востока на запад расположены: пятигранник апсиды прямоугольник основного объема, трапезная и колокольня. Композиция фасадов – по два оконных проема в каждой части храма.

Декоративное оформление церкви выполнено в формах, характерных для русской архитектуры второй половины XIX века. Оконные проемы оформлены изящными, декоративными наличниками. В целом, облик храма напоминает традиционные западно-белорусские деревянные церкви. В интерьере – балочные перекрытия. Храм является памятником архитектуры  второй половины XIX века.

Приход основал и построил Храм в конце 19-го века известнейший деятель староверия - епископ Уральский Арсений (Швецов). С 1966 по 2005 год настоятелем был не менее известный в старообрядчестве священноинок Ливерий (протоиерей Леонид Гусев).

Село Сергиевы Горки вплоть до 1764 года принадлежало Троице-Сергиеву монастырю. Впервые упоминается под 1673 годом в окладных книгах Рязанской епархии. Во второй половине XVI века в селе было две деревянные церкви: холодная во имя Живоначальной Троицы с приделом во имя преподобного Сергия Радонежского и теплая – во имя святителя Николая Чудотворца. В 1775 году обе церкви сгорели, затем вновь были восстановлены: теплая в 1776 году, а холодная в 1785 году и освящена в честь – преподобного Сергия Радонежского.

Современная каменная церковь выстроена в 1819 – 1824 годах, а 1878 – 1880 годах у нее была расширена трапезная. Точную дату строительства колокольни обнаружить не удалось. Памятник выполнен в «русском» стиле из красного неоштукатуренного кирпича. Исходя из художественно-стилистического анализа, его можно датировать концом XIX – началом XX веков.

Церковь Сергия Радонежского находится в центральной части села, на бывшей базарной площади. Здание церкви сложено из кирпича на известковом растворе. Фасады храма побелены. Колокольня сложена из красного неоштукатуренного кирпича.

Памятник представляет характерный тип трехчастного трапезного храма, к которому с запада пристроена высокая четырехъярусная колокольня. В пространственно-объемной композиции выделен двусветный бесстолпный четверик, перекрытый железной кровлей на восемь скатов и увенчанный высоким барабаном с луковичной главкой. Апсида крыта двускатной кровлей по обрешетке. Трапезная крыта двускатной кровлей из шифера.

В плане здание церкви представляет квадрат основного объема, к которому с востока примыкает многогранник апсиды и прямоугольник трапезной, вытянутый по оси восток-запад. Первый ярус колокольни, примыкающей с запада к трапезной, представляют прямоугольник.

Декоративное оформление объема и трапезной выполнено в стиле раннего классицизма и отличается лаконичностью и простотой. Основной объем украшают горизонтальная тяга на середине высоты и простой уступчатый карниз. Северный и южный фасады трапезной украшают треугольные фронтоны и плоские пилястры. Колокольня выстроена в «русском» стиле. Стены некогда покрывало штукатурное основание под живопись, которая в настоящее время полностью утрачена, лишь в верхней части основного объема сохраняются следы живописи. Пол в основном объеме каменный, в трапезной – земляной. Памятник представляет собой интересный пример культовой постройки, выполненной в стиле классицизма и элементами барокко.

 

 

 

 

 

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *